О раскрутке в сети и монетизации музыкальной деятельности.

Небольшая заметка написанная в основном для своих, но я думаю не помешает если дам на всеобщее обозрение.

Сегодня всё чаще и чаще слышны жалобы продюсеров на падающие доходы и т.д.. Я не буду вдаваться в подробности почему и как это происходит, скажу лишь главную причину — она заключена не в пиратстве, не в воровстве интеллектуальной собственности, а в том, что музыка утратила статус одной из базовых сфер массового развлечения, уступив место игровой индустрии, сетевому контенту, спорту, кино и т.д.. Это не значит, что музыка стала лишь сырьевым придатком для остального мира медиа, но означает то, что появившейся альтернативе будет очень трудно противостоять в том виде, в каком музыка существует. Поэтому естественный процесс выживания будет толкать музыкальную индустрию на кооперацию, поиск новых форм подачи материала, особенно визуальных и т.д…
Помимо всего этого в мир медиа стремительно врываются новые формы менеджмента контентом, раскрутки новых проектов, продвижения их и т.д. И зачастую эти новые формы позволяют добиваться поразительных результатов с минимальными затратами ресурсов, что в устаревающих формах "старого доброго шоу-бизнеса" было почти недостижимо для большинства артистов и художников.

Каким видится развитие продюсерской деятельности в свете современных тенденций?
Речь не идёт о музыкантах или элитных продюсерах всё ещё сохраняющих возможность заработка живой игрой, сессионными выступлениями или дорогостоящими заказами подпитываемыми из государственных субсидий, распилов и другого добра, а о продюсерах и композиторах, работавших ранее только в свете написания и создания информационного контента и неизвестных широкому кругу слушателей.
На протяжении нескольких лет я анализировал множество фактов и факторов и наконец пришёл к модели музыкального сообщества, способного с минимальными затратами трудо- и других ресурсов обеспечить себя постоянной загрузкой и необходимым доходом для самодостаточной деятельности.
Для того, чтобы было реально лучше воспринимать мои бредни, приведу конкретный пример конкретного проекта, который сейчас в активной разработке и который поднимается без внешнего вливания ресурсов с абсолютного нуля. Именно на примере нашего сообщества отрабатывается в режиме интерактивного наблюдения реального времени процесс раскрутки сетевого проекта с нуля под ключ. Цель проекта не только достижения его целей заанонсированных в манифесте сообщества, но и в простом человеческом смысле — достижения мечты почти любого хобби музыканта или художника — самодостаточность и творческая свобода приносящая к тому же и необходимый для самодостаточности доход.

Главный стержень всего процесса — ИДЕЯ.
Идея проекта или сообщества — это главный и необходимый элемент процесса, без которого сам процесс невозможен. И согласно учебному курсу любого творческого вуза готовящего драматургов или сценаристов, литераторов или режиссёров, эта идея — главный герой любой пьесы и должна иметь четыре ипостаси:
Тайну, Силу, Слабость и Цель.
Любая идея музыкального проекта должна содержать некую тайну, загадку, которую слушатели будут пытаться решить. В случае с Тунгуской мы взяли факты известного Феномена и выстроили вокруг него привлекательную и интересную ауру. Идея идеи в том, чтобы создать вокруг музыки или другого контента свой особый виртуальный мир, который можно будет в дальнейшем наполнять персонажами и соответственно контентом. Ни один музыкальный проект, по настоящему успешный не обходился без такой идеи.
Силой нашего сообщества является наша независимость и свобода как творцов и доступность наших творений. Именно открытость сообщества, его привязка не к элите, а к массам, его публичность т.д. — это наши козыри.
У нас есть определённая слабость — мы финансово слабы и не всегда профессионально качественны, мы ленивы и расслаблены — но именно это свойство учитывают люди видя в нас не отлаженную машину шоубиза по добыванию бабла, а живых существ. Это делает человечней и даёт наблюдателю ощущение жалости к объекту, что уже само по себе является причиной проявления интереса в форме мыслей:
— Справятся или нет? Получится у них или нет? Облажаются или всё таки повезёт?
Всё это вызывает повышенный интерес, а главное — интригу всего процесса, что само по себе драматургически верно. Почему многим не интересен Басков? Потому, что там всё предсказуемо. Вот свалите Киркорова или Баскова с пьедестала, посадите их лет на 5, пустите по миру, дайте глотнуть жизненного дерьма — и потом организуйте камбек в сети — и вы увидите как народ полюбит их по настоящему — потому, что появится интрига: — отомстит или нет? Встанет и поднимется или окончательно рухнет? и т.д…

И наконец у нас есть Цель — которая ясна и понятна- достижение гармонии, а в тактическом смысле — получится ли у нас и если да, то как…..

Это всё — идеология. Без неё — никуда. Отнять один из элементов будет означать плохую постановку, которая станет неинтересна.
Но одной идеи мало. Нужен алгоритм её реализации, распространения и монетизации, иначе если не заправлять двигатель — он рано или поздно сожрёт всё горючее.

Теперь немного об алгоритме продвижения. На мой взгляд, хорошая модель работающего сообщества должна сегодня выглядеть так:
1. Часть участников производит контент — пишется музыка, тексты, делается видео и ролики, — короче, всячески развивается и обогащается ИДЕЯ и идеологическое наполнение сообщества. Продумываются новые подидеи, персонажи, ходы и сценарии.

Исходя из долгого опыта, эту работу даже можно перевести в некоторые цифры, условно-приблизительные, но дающие ориентир. Хорошо действующее сообщество должно производить как минимум несколько полноценных цифровых музыкальных релизов в год ( по временам года, поквартально и т.д.) размещаемых в сети, помимо них — один релиз лучших вещей составленный из наиболее удачный собранных с этих релизов и выпускаемый на диске, дополнять это как минимум 3 клипами с каждого релиза, и прилагать в качестве бонуса — как можно больше родственных работ. Сообщество состоящее из например 50 человек на первоначальных порах должно быть способно выдавать в год 5 компиляций построенных на ИДЕЕ сообщества и около 10 полноценных сольных работ близких к ИДЕЕ сообщества, иначе такое сообщество недееспособно. ( 10 % процентов — знаменитый процент Драгунова — Гельмиона отображающий реальное положение дел в сфере распространения и продаж- например, если вас слушают 1000 человек, скачают вашу работу только100, а купят только 10))
Все работы, или говоря языком менеджеров, — весь контент, производимый сообществом, должен размещаться на хорошо доступном и удобном архиве медиа — этакой медиа-библиотеке, постоянно пополняемой свежим контентом. Этот контент должен быть абсолютно бесплатен, доступен в хорошем качестве, потому, что именно это — есть СИЛА сообщества и именно это играет на пиар и продвижение ИДЕИ.
Но в связи с этим встаёт вопрос монетизации ИДЕИ. Как зарабатывать музыкой, если музыка вся бесплатна?
Монетизация ИДЕИ.
Есть несколько способов монетизировать такую Идею.
1. Организация живых актов и выступлений, собрав под уже раскрученное ИМЯ, брэнд или ИДЕЮ способных на подобное людей. Т.е. — грубо говоря — предоставляя "интеллектуальную крышу" тем, у кого есть условия монетизации, но нет ИДЕИ. В этом случае всё понятно.

2. Работа под заказ под ИДЕЮ и интеграция идеи в другие идеи. Это означает раскрутка идеи до такого уровня, когда она становится самозаводящейся. Самый клёвый пример тут — Сага о звёздных войнах, породившая индустрию и целый мир, который уже в свою очередь порождает творчество.

3.Кооперация Идеи и безидейных, но монетизируемых процессов. Довольно простой способ заработка.
Имеется например неплохой товар, который плохо продаётся и имеется идея, которая могла бы продать товар, но не имеется сам товар. Прицепив идею к товару — создаётся продукт, который и проносит доход и играет на пиар. И если товар и идея не клеятся друг к другу, то разрабатывается подидея склеивающая их в единое целое. Например — продать музыку трудно, продать флешку тоже трудно, но легче всего продать музыку на флешке.
Или например как продать неудачную куклу из детского магазина которой забиты склады? Просто. Делается клип где Раммштайн насилует эту куклу и кукла становится персонажем их мира, после чего всё дело довольно просто монетизировать и профит имеют все — и группа и магазин. Группа создала ещё один сценарий своего мира, а магазин — получил прибыль и вполне вероятно поделится ею с группой.
Тут как никогда важен креатив и эксперимент.
Как мы знаем, все неудачные проекты начинались со слов " Мы сделаем и добьёмся…", а все удачные проекты со слов: " Ну куй с ним, попробуем, у меня есть пара часов свободных.."

4. Поставка контента абонентским подписчикам.
При наличии достаточной базы и хорошего выбора в медиаархиве, сообщество способно организовать абонентский стрим, или поставки контента целому ряду заинтересованных подписчиков. Небольшая цена и достаточное количество подписчиков обеспечат стабильный уровень дохода который позволит сообществу быть самодостаточным.
Как пример — очень удачная сфера для сообщества Тунгуска — это сфера мелкого бизнеса и услуг, использующих в своей работе релакс или спокойную музыку. Тунгуска способна предоставить им или готовый, подходящий к их работе готовый радиострим или поставлять контент периодически закидывая на их комп файлы. Возможна установка своих терминалов- джукбоксов или другие аналогичные варианты. Мы все знакомы с автоматами по продаже сигарет, воды и шоколадок с презервативами. Ничто не мешает ставить в нужных местах автоматы по проигрыванию музыки, СВОБОДНЫХ от жадных аппетитов РАО и других паразитов на авторских правах.
Т.е. грубо говоря — музыку вполне возможно доносить до слушателя самому, без посредников, пользуясь сетью и возможностями современных коммуникаций. Но это трудно делать единичным артистам, так как тут присутствует элемент надоедания, нехватки материала и т.д.. Поэтому в этом случае возможно проследить трансформацию звукозаписывающих лейблов и букинг агенств в этаких поставщиков контента, ориентированных стилистически и работающих на определённую аудиторию. Это рынок пока не разработам даже в Европе, не говоря уж о России. И тут — одно из главных приоритетных направлений Тунгуски. МЫ откровенно заявляем о наших аппетитах в сферах научной-фантастики, мистики, эзотерики, технологий, науки и техники, экологии и природоохраны, и наконец главного — космоса и вселенной.

Разумеется все методы монетизации надо и нужно комбинировать, развивать и дополнять.

Как и на чём строится работа сообщества.

Работа сообщества вполне может быть построена в сети. У сообщества должен быть актуальный сайт-визитка, рабочий форум и чат для ведения проектов, обязательно работающих в режиме открытости и публичности ( это играет на пиар и продвижение- каждый из нас знает, что иногда наблюдать за процессом интереснее, чем результаты процесса)

У сообщества должен быть удобный, доступный медиа архив и чёткие правила его пополнения.
Участники сообщества должны быть активны в сети и необходима организация кросссети — сети переплетающихся ресурсов-паутинок цель которых ловля и перенаправление потенциальных юзеров сообщества на главные ресурсы.
Кросссеть проекта . это необходимая структура рекрутизации волонтёров в проект и расширения аудитории его юзеров.
Кросссеть — это сеть, на первый взгляд независимых друг от друга ресурсов, с той или иной степенью популярности, обязательно ориентированных на разные аудитории, и время от времени перекидывающие инфоресурсные потоки на главные ресурсы проекта.
Кроссеть — это по сути паук, вяжущий свою паутину. Кросссеть может состоять например из нескольких с виду независимых блогов, форумов, ресурсов,вплоть до магазинов по продаже женского белья, но тем не менее- работать на раскрутку сетевого музыкального проекта или идеи. У Тунгуски довольно распространённая кроссеть и по понятным причинам я не буду её афишировать:)))

Что должен делать участник сообщества.
В первую очередь участник сообщества должен писать музыку или производить свойственный ему контент.

Пример:

В период становления — минимум 4 трека в год, плюс 5-6 родственных. Итого — от каждого участника ожидаем альбом в год. Но так как в зависимости от обстоятельств не у всех это получается, то вводится процент Драгунова-Гельмеля ) знаменитые 10 %) и если в сообществе около 50 человек, то ожидаемых альбомов должно быть 5, не менее.
Таким образом, 50 человек должны в год предоставить сообществу 200 треков и около 300 родственных, на следующий год можно уменьшить это число на один трек в год меньше, на следующий ещё меньше и т.д.. .Разумеется все цифры условны и треки могут быть распределены непропорционально, но ориентир должен быть в этом направлении:
Итого
1. 4 трека + 5 родственных на первый год работы
2. 3 + 4
3. 2 +3
4. 1+ 2 трека на четвёртых год.
5. 1+1 и все последующие года.
Таким образом на 5-ый год сообщества от автора за прошедшие четыре года ожидаемы 10 треков для сообщества и 14 сольных.
Если взять количество участников 50 — то получим цифру в 500 треков сообщества и 700 — что означает вполне солидный архив которым можно запитать всю инфраструктуру сообщества.

Инфраструктура сообщества.
Под инфраструктурой сообщества я понимаю всю технологическую и потребительскую цепочку — от производства треков, песен и контента, до его потребления.
Как на сегодня выглядит эта цепочка в классической её форме?
Композитор пишет песню, аранжировщик её аранжирует, продюсер нанимает музыкантов, записывает в студии, лейбл публикует, магазин потом продаёт, тв показывает, слушатель слушает и РАО сосёт свой процент.
В современном мире цепочка может быть значительно сокращена. Сообщество производит контент, публикует его в своей сети и инфраструктуре, и там же в ней её потребляет слушатель. РАО сосёт, но уже другое…И все остальные тоже. Естественно объём охвата рынка значительно меньше, но ещё значительно меньше потери в цепочке, а выше прибыль и отдача.
Инфраструктура — это не только сеть и выстроенные в ней ресурсы сообщества, но и собственная сеть потребления и распространения контента — начиная от сети кафе и баров, заканчивая живыми мероприятиями и фестивалями сообщества.
Ещё десяток лет назад такое было почти невозможно. Сегодня благодаря дсл, интернету и современным средствам связи — это уже реальность и мы по ней движемся.
До монетизации пока далеко, но первые этапы пути уже пройдены:))))

Но реальная конкретика открывается только в конкретных вопросах. Поэтом спрашивайте как, когда и почему…

www.tunguskagrooves.com

С Уважением, ваш тунгус Жоржич:))))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.